Italeri 6027.
«100 Years War. English Knights and Archers. XIVth-XVth CENTURY.»
Автор обзора: Tengel
Автор фотографий: Keiser
    Отличный набор, один из лучших, посвящённый позднему средневековью на сегодняшний день, хотя и несколько уступающий «французским рыцарям» той же фирмы.
    Историчность. Начнём, как водится, с датировки. Здесь не подкопаешься, набор действительно неплохо отображает рыцарство 14-15вв. Ни вперёд ни назад по датам уйти нельзя.
    Как и «французы», «англичане» «Италери» довольно точно соответствуют по снаряжению XIV—XV векам. По словам Деза, основным источником для англичан лепщикам «итала» послужил «Men-et-arms», это вполне надёжный и достоверный источник, практически идеальный для наших целей.
    Единственное замечание, которое можно сделать по вооружению и снаряжению рыцарей, «в порядке занудливой дотошности», заключается в том, что Англия была по техническому и экономическому развитию несколько ниже Франции того времени, а потому у английских рыцарей снаряжение было чуть менее современным и чуть более архаичным, так, например забралами «хундхугель» («собачья голова»), по тем временам – последним словом военной техники – английские рыцари, во всяком случае в XIVв, ещё не пользовались (впрочем, кто сказал, что это именно английские рыцари? Под знамёнами английского короля сражались и французские вассалы английской короны, не говоря уже о многолетних союзниках англичан – бургундцах).
    Вообще, англичанам, судя по оформлению коробки, отведена роль «злых» в этой паре наборов. Да и сами фигурки, в особенности пехота, сделаны в довольно мрачном и аскетичном «готическом» стиле (естественно, это ранняя готика, до настоящей готики в вооружении и обмундировании ещё далеко, она начнётся только во второй половине XVв и захватит начало XVI).
    Командир англичан, предположительно, какой-то принц (возможно, Эдуард Чёрный Принц, но точно сказать нельзя, ни герба, ни каких-то отличительных особенностей нет, а изображение английского леопарда на его груди – недостаточно) несёт в руке шлем типа «жабья голова», использовавшийся не столько в бою, сколько в турнирах, правда, этот командир собрался именно в бой, иначе никак нельзя объяснить отсутствие нашлемного украшения, появиться без украшения на турнире значило в то время пренебречь всеми приличиями и правилами рыцарской чести. С ним, между прочим, точно такой же казус, как и с италовской Жанной: меч у него есть, причём неслабый, а ножен – нету. Снаряжение рыцарей, и оруженосцев в целом такое же, как и у французов. Пеший алебардщик защищён бригантиной поверх кольчуги (как, кстати, и спешенный оруженосец, и воин с двуручным мечём), и шлемом «шапель де фер» («железная шляпа»), популярным, кстати, не только среди англичан, как это принято считать, но и вообще среди men-et-arms Столетней войны, остальные воины носят остроконечные шлемы вроде «бацинетов». Помимо кольчуг и бригантин у неблагородных пехотинцев на ногах рыцарские поножи, что является минусом, потому, что купить такой доспех большинство этих воинов не могло, да и двигаться в нём пешком (не забывайте, они не спешенные всадники, а натуральные пехотинцы) довольно затруднительно. Набор по «организации» очень хорошо соответствует своему названию, кроме четырёх-пяти фигурок неблагородных пехотинцев (алебардщиков и тяжёлых меченосцев), в нём действительно только рыцари и оруженосцы и лучники. Длинные лучники вооружены, естественно, длинными луками и защищены кожаными куртками и шлемами. Почему-то во всех почти наборах в комплект защитного вооружения хотя бы части английских лучников входит вбитый в землю заострённый кол. «Итал» отдал дань этой моде и приделал колья двум третям стрелков. Имеет смысл сказать о такой интересной особенности этого набора, как два конных лучника на походе. Да, да, туда входят две фигурки конных лучников с зачехлёнными луками со снятой тетивой, верхом на спокойно идущих лошадях, навьюченных ещё и сумами с пожитками этих лучников! Это отличные и очень красивые фигурки, между прочим, и исторически правильные. «Италери» благополучно преодолел искушение превратить простых ездящих лучников в конных стрелков, спасибо ему за это («Срелец-Р» не преодолел).
    Теперь пара слов о геральдике. С геральдикой у этого набора дело обстоит примерно также, если не хуже, чем у набора с предыдущим номером. Ни одного нормального, узнаваемого герба, сплошные фантазии. Знамя, которое несёт оруженосец – это обычное знамя английских королей с жёлтыми леопардами на красном фоне слева и крестом Святого Георгия (должен быть прямой красный на белом фоне; вертикальная перекладина креста на знамени не видна, так как оно развевается). Весьма маловероятно, что англичане сражались в Столетней войне под такими знамёнами. Если вы помните Столетняя война шла из-за того, что английские короли (так называемая Анжуйская ветвь рода Плантагенетов) претендовали на французский престол. И в этом качестве они соединили в своём гербе английских леопардов и французские лилии. Сражаться во Франции под чисто английским знаменем для англичан значило признать себя захватчиками, а уж такой уступки своим врагам они бы ни за что не сделали. Теперь, относительно прочей символики. Наиболее распространённой геральдической фигурой в наборе является «английский» королевский леопард. Он должен быть жёлтым на красном фоне. Кроме леопарда встречаются геральдические розы (похожи на цветок, как его рисуют дети), символы рода Плантагенетов, они должны быть красными (можно – белыми, но красный цвет для них предпочтительнее), также встречаются французские лилии (могут быть любого цвета на любом фоне) и геральдические орехи (на коробке – у конного рыцаря серебряные орехи в чёрном прямом кресте на жёлтой эмали), и неопознанными мной символы (на коробке – они серебряные на красной эмали у пешего рыцаря с топором). В принципе, желательный цвет для английской армии – красный (сгодится и для бургундской), красно-синий, либо белый с красным прямым крестом (Св Георгий – небесный покровитель Англии), правда, последний вариант следует использовать осторожно, фигурки могут в такой расцветке выглядеть странно. Хотя вообще прямой красный крест англичане использовали везде и очень охотно (например, на одежду нашивали), но это относится только к англичанам, их союзники французы, бургундцы, фламандцы, валлоны георгиевский крест так широко не использовали. Вообще, простейшее правило при составлении гербов следующее: на гербе должен быть ОДИН металл, то есть либо белый либо жёлтый цвет и одна эмаль (то есть другие цвета кроме белого и жёлтого: чёрный, синий, красный, зелёный, в особых случаях – пурпурный), в качестве поля (фона) может быть один мех (горностаевый, противогорностаевый, беличий или противобеличий, здесь я в подробности вдаваться не буду, всё равно меха эти на 72й фигурке не воспроизвести). Если нет меха, допускается наличие двух эмалей и одного металла, но не двух металлов. Это было главное правило, которому следовали при составлении гербов, им можно нормально пользоваться и нам. Другое дело, что и в Средние века гербы не всегда составляли по правилами, так что и нам ими пользоваться необязательно.
    В целом, по историчности, хороший архетипичный набор, с соответствующим в целом эпохе и стране снаряжением и вооружением (кроме тяжеловатых доспехов неблагородной пехоты), подгулявшей слегка геральдикой и символикой, и вразумительной конной командной группой.
    Историчность - 8.
    Техническое исполнение. Что касается технического исполнения, то оно как всегда у «Итала» на высоте. Больше всего радуют продуманные и прекрасно выполненные «мелкие» детали, хотя по ним англичане и победнее, французов. как обычно у рыцарей коротковатые пики.
    Что касается поз, то придраться особенно не к чему, все позы очень хорошие и правильные, нет излишне вычурных, есть несколько «двумерных» пехотинцев (с двуручным мечём и булавой), но их позы смотрятся вполне естественно. Особенностью конных поз набора являются «реинкарнации». Рыцари – это полная реинкарнация французских рыцарей из набора 6026, а конные оруженосцы – это реинкарнация оруженосцев из двух крестоносных наборов, и набора французских рыцарей. Отличий в позах нет никаких. Пехотная «реинкарнация» у англичан, в отличие от французов, только одна – пеший алебардщик, он же пеший копейщик в наборе крестоносцев. Реинкарнации не являются таким уж большим криминалом для 72го масштаба, в конце концов, их можно легко поправить расцветкой.
    Этот набор тоже следует моде, когда фигурки составлены из двух частей. У лучников кисти правых рук с зажатыми в них стрелами надо вклеивать отдельно. Впрочем, никаких проблем с этим у меня не возникло, а смотрятся стрелки хорошо.
    Набор сделан из мягкого светлопесчаного пластика (сейчас пластик может быть серым), все фигурки и детали легко отделяются от литников, непроливок и облоя в том наборе, который я купил в 1999г нет (сейчас облой мог появиться из-за изношенности пресс-форм).
    Техническое исполнение - 9.
    Разнообразие. В наборе 26 фигурок, 8 конных и 18 пеших. Есть 5 вариантов всадников, 3 варианта лошадей и 7 вариантов пехотинцев. Есть также сменные щиты. Это выше обычного стандарта «15 вариантов пеших на 50 фигурок или 7 вариантов конных на 15».
    Разнообразие - 9,5.
    Актуальность. Актуальность этого набора несколько снижена наличием прекрасного ревелльного-аккуратовского набора пехоты столетней войны, в котором есть и длинные лучники, и глефщики-алебардщики и спешенные оруженосцы, и набора той же фирмы рыцарей, где много хороших спешенных рыцарей и есть рыцари конные. В принципе «новостями» этого набора можно считать конных лучников, конных «оруженосцев» с мечами и знаменем, командира-принца. Но, столетняя война ещё не так «затоптана», чтобы этот набор был совершенно лишним. Он может послужить отличной основой для английской армии времён Столетней войны, при желании её можно организовать только из нескольких этих наборов, или послужить составной частью для любой западноевропейской армии XIV – первой половины XV веков. В этом случае идеальным вариантом было бы объединить его с италовскими французами из-за того, что у них много пехотных командных групп, которых у англичан нет совсем, глядишь и паритет бы образовался. Да и конные знамёносцы англичан и французов отлично друг друга дополняют. Их можно дополнить и миниартовской «бургундской» пехотой (у неё, кстати, есть пешие музыканты), ревелльно-аккуратовскими столетниками, особенно хорошо туда подходят конечно «английские» пехотинцы, стрельцовскими наборами «Армия Генриха V» и «Солдаты Жанны Д’Арк».
    Актуальность -7,5
    Доступность – средняя. Набор можно без больших проблем купить в Москве и Питере, либо с некоторым трудом в крупных городах европейской России.
    Историчность- 8.
    Техническое исполнение – 9.
    Разнообразие: 9,5
    Актуальность: 7,5
    Итого: 8,5 балов
    Комментарий "ГлавВреда". Хочу упомянуть, что коллега Kim Baram отмечает, что в наборе по всей видимости имеется казус: судя по гербу один из коней принадлежит Валерану де Рэйнвалю, одному из французских командиров при Азинкуре. - Pipeman.