Italeri 6026.
«100 Years War. French Knights and Foot Soldiers. XIVth-XVth CENTURY.»
Автор обзора: Tengel
Автор фотографий: Panzer
    Отличный набор, один из лучших, посвящённый позднему средневековью на сегодняшний день.
    Историчность. Начнём, как водится, с датировки. Здесь не подкопаешься, набор действительно неплохо отображает рыцарство 14-15вв. Ни вперёд ни назад по датам уйти нельзя.
    По всей видимости, выпуская два набора «столетников» «Итал» сделал хитрый маркетинговый «ход конём». Дело в том, что наборы должны были появиться в продаже чуть позже бессоновского фильма «Жанна Д’Арк» и получить таким образом дополнительную раскрутку. Дополнительным свидетельством в пользу этих хитрых замыслов служит явное портретное сходство фигурок командира англичан и Жанны Д’Арк с их экранными прототипами. Более того, на сайте «Итала», в рубрике новинок Жанна практически полностью копировала Милу Йович. Но после этого набор надолго задержался с выходом, а на коробке у Жанны голова оказалась совсем другая, и на сайте старую картинку заменили на новую (с новой головой у Жанны). Кстати, Рава, художник, оформляющий все коробки «Итала» и «Хэта» всегда подписывает их где-нибудь в уголке, насколько мне известно – эта коробка – единственная, где его подписи нет. Итак, одним из «исторических источников» по армиям Столетней войны для «Италери» послужил по маркетинговым соображениям фильм Люка Бессона об Орлеанской деве.
    Но помимо фильма, явно использовались и нормальные источники, во всяком случае, рыцарское снаряжение передано очень правильно. Рыцари защищены полными доспехами, каких много сохранилось с того периода, и носят распространённые в то время во Франции конические шлемы типа «бацинет», большинство из них снабжены забралом «хундхугель» – «собачья голова». Помимо полного доспеха на них бригантины и матерчатые туники. Кроме доспеха французы защищены щитами – «тарчами» или небольшими кавалерийскими щитами круглой, миндалевидной или треугольной формы. Вооружены они копьями (огромный плюс – пики есть у ВСЕХ конных рыцарей), мечами и кинжалами, у конного «маршала» в руке булава, часть спешенных рыцарей несёт алебарды. В общем, это, пожалуй, лучшие позднесредневековые рыцари, существующие на сегодняшний день.
    Отдельно имеет смысл сказать пару слов об арбалетчиках. Они выглядят как бургундские или итальянские наёмники, и это тоже огромное достоинство – раньше таких наёмников не делал никто. Наёмники носят обычную одежду и из защитного вооружения имеют только бригантины (некоторые раскрашивают их как кожаные кирасы), а из ударного – арбалеты и часть из них – кинжалы. Арбалеты снабжены коловоротами, и это тоже правильно, в XIV-XV вв такие арбалеты уже распространились. Единственное замечание – арбалетчик, натягивающий тетиву не держит ногу в стремени, как это положено делать.
    Теперь о геральдике. В наборе совершенно очевидно есть два исторических персонажа – Жанна Д’Арк и некий маршал или коннетабль Франции (судя по попоне коня, изображённой на бэке – это Бертран дю Гекклен, в этом случае орёл должен быть черным на белом фоне, и поверх него должна идти красная косая полоса – «перевязь»). У этого коннетабля нашлемное украшение – французская лилия, но герб на щите и на тунике, а также и на попоне коня – скорее всего имперский (Священной римской империи) двуглавый орёл. Помимо Бертрана дю Гекклена, это может быть какой-то французский аристократ, являющийся в то же время королём или герцогом одной из имперских стран, например, Карл I Робер герцог Анжуйский король венгерский; или кто-то из его сыновей; или Иоанн I Люксембургский, король Чехии, павший при Кресси; или его сын Карл IV; или его внук и одновременно муж внучки Карла I Анжуйского Сигизмунд Люксембургский, король одновременно Чехии и Венгрии; вроде бы, какие-то связи с Империей имел и маршал Франции Бусико, один из командиров крестового похода против турок, окончившегося в 1396г битвой при Никополе. Треугольный щит с вставшим на дыбы геральдическим львом – вообще крайне распространённый герб, но наиболее известный его вариант, относящийся ко времени Столетней войны – жёлтый лев в красном поле и жёлтая кайма по краю щита – вообще-то принадлежит не французам, а прославленному английскому полководцу Джону Тэлботу, убитому в последнем сражении войны под Форминьи в 1453г. Всем известный символ Франции – лилия – встречается в наборе повсюду: и на щитах, и на туниках, и на попонах, и на знамёнах. На знамёнах я бы рекомендовал придерживаться канонической версии: жёлтые лилии на белом или синем фоне, в остальных случаях – фон и цвет лилий может быть любой, известны, например, синие лилии на красном фоне, или красные – на зелёном. Наконец, принадлежность ещё одной геральдической фигуры – молота (или трёх молотов), мне определить не удалось.
    Определённой удачей набора является присутствие в нём конных оруженосцев, хотя и в незначительном количестве и нормальные командные группы. «Коннетабль», Жанна Д’Арк, и один знаменосец для всадников, и два командира и три знаменосца для пехотинцев – для «Итала», который обычно не приспосабливает командные группы под варгеймы – это некоторый шаг вперёд. К композиционным недостаткам набора можно отнести слишком большое количество рыцарской пехоты и полное отсутствие пехоты наёмной, кроме арбалетчиков. Наёмную французскую пехоту Столетней войны сейчас выпускает только «Стрелец-Р».
   По историчности набор может служить отличной основой для любой европейской армии 14-15вв, не только французской, но и например, бургундской, или имперской, или крестоносной (для битвы пи Никополе), и отлично сочетается с италовскими англичанами и неплохо – с аккуратовско-ревелльными столетниками.
   Хороший, архетипичный набор, содержащий только некоторые огрехи в композиции и с условной геральдикой.
    Историчность: 8
>>посмотреть литник с другой стороны
    Техническое исполнение. На высоте, в лучших традициях «Италери». Все детали прекрасно пролиты и продуманны, за исключением одного забавного момента: у Жанны меч есть, а ножен – нет.
    Лица и мелкие элементы одежды и снаряжения сделаны очень чётко и легко узнаваемы. Деталей много, как раз столько, чтобы не перегружать ими фигурки. Единственный здесь недостаток – опять же типичные для «Италери» коротковатые пики и слишком лёгкие для рыцарей кони.
    Что касается поз, то они тоже очень хороши. В сочетании с деталировкой – получаются просто произведения искусства, а не фигурки. Спешенный рыцарь с алебардой – по-моему вообще самая лучшая пешая средневековая фигурка из тех, что сейчас делают. Все позы продуманы и красивы, нелепых и излишне героических поз нет. Правда, здесь можно указать на такой момент: большинство поз были в других италовских наборах. Например, рыцарь с пикой наперевес – это реинкарнация рыцаря с пикой из «Тевтонских рыцарей», оруженосцы с мечами над головой есть аж в двух экземплярах у «тевтонцев» и в одном – у «крестоносцев», пешие знаменосцы и стреляющие арбалетчики – реинкарнация по позам знаменосцев и арбалетчиков из «крестоносцев» опять же. Наконец, в наборе есть две практически идентичных позы спешенных рыцаря и оруженосца с мечами над головой. Хотя, не стоит относиться к этому слишком строго, в конце концов однообразие поз легко скрадывается разной расцветкой и простейшей модификацией.
    Этот набор – первый, где одна фигурка собирается из нескольких деталей, именно «Итал» послужил законодателем этой новой моды. Арбалеты (с руками) прилагаются к арбалетчикам отдельно, их надо вклеивать. Этот метод дал неплохой результат – позы стали интереснее. То же сделали и одним с рыцарем, дав возможность одной фигурке вклеить руку со знаменем, а другой – с пикой, и таким образом значительно повысилось разнообразие набора (две разных конных фигурки вместо двух одинаковых) и была привнесена оригинальная и очень интересная поза рыцаря – с пикой вертикально, а не наперевес.
    Фигурки выполнены из мягкого серого пластика «под кольчугу», хорошо сидят на литнике и легко с него снимаются. Облоя нет.
    Техническое исполнение – 9.
>>посмотреть литник с другой стороны
    Разнообразие. В наборе 28 фигурок, 8 конных в 5 вариантах людей и 4 коней и 20 пеших в 6 вариантах. Кроме того, есть две сменных детали (копьё или знамя) для одного рыцаря и 4 варианта щитов. Это очень хорошее разнообразие, выше мировых стандартов.
    Разнообразие – 8,5.
    Актуальность.Было и есть много наборов «столетних» рыцарей и пехотинцев. Это довольно модная тема. Наиболее известны из более ранних версий аккуратовско-ревелльные «французские рыцари» и «английские пешие ополченцы (Englische Fussvolk)» (так они называются у «Ревелла», разработавший их «Экъюрэйт Фигъюрс» назвал их «рыцари Столетней войны» и «воины (men-et-arms) Столетней войны», что более точно). Помимо этих двух наборов и их очень интересных одесских вариаций, можно вспомнить ещё атлантиковский набор «рыцари Жанны Д‘Арк», первый на эту тему. Ныне несколько наборов «столетников» выпускает ещё «Стрелец-Р». Итак, тема в общем-то, топтаная.
    К положительным моментам актуальности я бы отнёс: наличие командных групп, наличие нерыцарских всадников и прекрасных наёмных арбалетчиков. Несомненное достоинство – более «справедливое» соотношение всадников и пехотинцев, чем в более ранних наборах. И, наконец, -- несомненный плюс – это «пред-готическая» эстетика, в которой выполнен набор, (обычно для «столетников» лепщики выбирают раннюю готику, если вообще заботятся о стиле).
    В принципе, можно сколотить армию Столетней войны или просто европейскую армию XIV—XV вв просто из нескольких таких наборов, но я бы рекомендовал всё-таки разнообразить их другими «столетниками» – италовскими англичанами, ревелльными рыцарями и пехотинцами, миниартовской «бургундской» пехотой, а особо желающим - «стрельцовскими» «солдатами Жанны Д’Арк», «рыцарями Генриха V» и «шотландцами» (Уильяма Уоллесса)».
    Актуальность – 8.
    Доступность – средняя. Набор можно без больших проблем купить в Москве и Питере, либо с некоторым трудом в крупных городах европейской России.
    Историчность: 8.
    Техническое исполнение 9.
    Разнообразие: 8,5.
    Актуальность: 8
    Итого: 8,375 балов