Поле Боя logo

| форум | гостевая | написать нам


Новости
О проекте
Статьи
Правила
Армии
Сценарии
Галерея
Мастерская
Клуб игроков
Ссылки

Есть такая игра или записки с полей сражений.

   В сентябре-ноябре 2003 года в одном из клубов города Киева проводился первый открытый турнир настольных варгеймов по правилам "Эпоха. XV век". Он был организован для презентации и популяризации новой игровой системы. Всего в турнире приняли участие 6 человек в зачетной группе и еще столько же провели свои игры вне общего зачета. После окончания турнира игры стали проводится между любителями этой системы почти еженедельно, при чем, как правило параллельно проводится по несколько игр. Кроме обычных индивидуальных спаррингов, продолжаются игры в рамках обширной кампании под кодовым названием "Захвати и Удержи" предполагающей не только полевые сражения но и штурмы замков, ну и наконец пожалуй вершиной игр следует признать настоящие битвы в которых участвует совокупно по 700-900 фигур из состава 3-4 армий под началом 4-5 игроков-полководцев. Для этих битв используются столы 2,40х2,40 м и проводятся они раз в два-три месяца. Ваш покорный слуга присутствовал и на турнире, и на многих последующих играх включая почти все Большие сражения, однако кубиков в руки не брал, дабы составить впечатление непредвзятое, не отягощенное собственными успехами или неудачами на зеленом игровом сукне.

   Так что же это за зверь "Европа. XV век". Как ни странно это варгейм?! Ну а если быть более точным, то охарактеризовать игру можно как скирмиш. Да, да – именно скирмиш, а не стратегия, не взирая на свою внешность, а Вы я думаю уже не раз видели фотографии полей сражений "Европы" в многочисленных отчетах на сайте "Поле Боя" и Форуме. Элементы скирмиша проступают в двух главных направлениях. Во-первых – игра невероятно динамична. Стандартная игра на 1100 пунктов (от 75 до 130 фигурок) и 10 ходов продолжается от полутора до четырех часов чистого игрового времени с учетом перерывов на обсуждение тех или иных спорных (или забытых ?) правил. Просто ураганный геймплей "Европы", которым мгновенно заряжаются как игроки так и зрители, причем это касается и многочисленных праздношатающихся по клубу любителей крови и монстров а-ля "Вархаммер" или " D&D", так вот, ее можно сравнить разве что з "Warzone" – та же ураганная скорость и эмоции бьющие через край. Не раз приходилось наблюдать полководца который для проверки своей идеи, двигать или не двигать полк, БРОСАЕТ КУБИК!

   Вторым элементом который делает игру скорее скирмишем чем стратегией является возможность выбора того, кого какая фигурка в составе полка атакует. Как правило это противостоящая ей, но в ходе рукопашной бывают и иные случаи. Это весьма актуально для смешанных полков. Таким образом подсчет потерь ведется по непосредственным попаданиям в конкретную фигурку, а не вообще в полк, единственное исключение – артиллерия, если уж попала в цель, то всем мало места будет. Так что перед нами не ДБА/ДБМ, не "Правила Брюса", не "Эпоха Битв", не АоТ или проще говоря – вообще не стратегия.

   Вообще же нужно заметить что система абсолютно самобытная и если и имеет некие схожие моменты с другими варгеймами то лишь по причине схожести мыслей разработчиков. На мой взгляд на них сильно повлияли "Вархаммер" и "Эпоха", из последней по сути "Европа" и родилась, а первый вообще обладает одной из самых проработанных игровых систем среди варгеймов. Пожалуй главным плюсом и великой заслугой разработчиков "Европы" является невероятная простота и интуитивность правил. Даже не читая их, я уже после 2-3 увиденных игр стал в правилах неплохо ориентироваться, а я ведь в общем то не активный геймер. К интересным решениям разработчиков следует отнести и простую систему подсчета попадания в фигурку. Используются всего два показателя: из атаки вычитается значение защиты и бросается кубик Д20, если выпавшее на кубике число меньше или равно остатку атаки – клиента угробили. Всего же у каждой фигуры 4 характеристики – движение, атака, защита и цена.

   Другой важной и пожалуй одной из ключевых причин успеха "Европы" следует признать фигурки. Да, Фаундри 28 мм это я скажу Вам нечто. Над ними работаю великолепные скульпторы и отменные историки. Фигурки историчные, абсолютно объемные и трехмерные, динамичные и просто невероятно красивы. Стоит только раз увидеть строй разукрашенной рыцарской конницы с идеально прямыми копьями и огромными знаменами или большую баталию пикинеров и Вы навеки влюбитесь в фигурки от Фаундри.

   Ладно, пора заканчивать с восхвалением игры и начать лить кувшин меда в бассейн дегтя "Европы"?. Для удобства и системности критики разобьем ее на три части: правила, арм-лист и фигурки. Поскольку последнее несомненно вызвало у Вас, читатели, наибольшее удивление так что с него и начнем.

   Начнем с одной сугубо технической проблемы "от Фаундри" – цена фигурок. Сколько они стоят я говорить не буду, сами при желании можете узнать, но одно скажу точно – это игры для "Взрослых Мальчиков" (смайл грустит). Далее, фигурки у Фаундри конечно классные, но вот их разнообразие оставляет желать лучшего. При чем проблема тут двойная. Во-первых – разнообразие самих существующих фигурок невелико и если для пехоты его еще можно признать удовлетворительным, то с конницей начинаются проблемы. Есть Рыцари-жандармы и есть легкая конница типа Валетов или Хубиларов, средней кавалерии нет. Вот и приходится брать для отыгрыша сержантов/кутильеров фигурки рыцарей на 14 век. В бацинетах и Больших шлемах!! (плачущий смайл). Во-вторых – невелико количество самих типов войск: рыцари, легкая конница (сугубо западноевропейского вида), конные арбалетчики, пикинеры, алебардщики, копейщики, мен-эт-армы, лучники, арбалетчики (только с кремальерами) и аркебузиры (аркебузы образца не ранее 1480-90-х годов) и все. Ни чего национальнинького, Италия с ее многочисленными восточноевропейскими наемниками и Испания с ее колоритом вылетают в трубу, там же и Ирландия, про Восточную Европу я вообще молчу – в Фаундри похоже даже не знают где она! (смайл горько плачет, навзрыд).

   От фигурок плавно перейдем к Арм-листам ибо проблемы последних во многом связаны с проблемами первых. Дело в том что сами листы созданы по блочному принципу. Поясняю – различия между армиями состоят в том сколько войск того или иного типа может в ней быть. Сами же однотипные войска абсолютно одинаковы! Тоесть английский лучник ничем не отличается от французского, а английский билмен точная копия швейцарского. Всего же существует 12 видов войск: жандармы, рыцари (типа нефеодальные рыцари, а потому качественно хуже), сержанты (средняя кавалерия), оруженосцы (любая легкая конница – хотя название для нее странное), конные арбалетчики, пикинеры, солдаты (алебардщики и копейщики), мен-эт-армы, лучники, стрелки (арбалетчики и аркебузиры), а также легкие и тяжелые пушки и варвагон. Как Вы можете заметить виды войск полностью соответствую тому какие виды фигурок выпускает Фаундри. Не в каждой армии есть все вышеперечисленные виды войск, но наличие правил на наемников позволяет выбирать любые. Вообще же с наемниками связан один интересный момент – их характеристики атаки больше на 1 за что выше и их стоимость. Наемные же стрелки кроме того могут после выстрела еще и двинутся на половину своего обычного движения. Честно говоря, с точки зрения историчности, это вызывает только улыбку – с середины 15 века, а по сути игровая вселенная именно с этого времени и начинается, почти все армии состояли из наемников. Арьербан и пешее ополчение собирали крайне редко и то как правило по политическим, а не военным мотивам. Разве что корпус "Вольных лучников" во Франции был все таки ополченческим. С другой стороны должен согласится что сама идея наемников очень хорошая. Кроме того сами Арм-листы вызывают значительную критику с точки зрения историчности – особенно это касается Франции. Так, в ней к обязательным отряда причислены только Жандармы, Оруженосцы и Солдаты, что абсолютно не соответствует реальной французской армии в.п. 15 века основанной на Большом и Малом ордонансах. Другая расписка – Тевтонский орден – чересчур перегружена и не играбельна, по ней собственно никто и не играет (грустный смайл).

   С Арм-листами, а точнее с характеристиками фигурок связан ряд спорных моментов – так скорость движения тяжелой и средней конницы отличается только на 2 дюйма (8 против 10), это в общем то нормально, но тот факт что скорость движения средней и легкой конницы абсолютно равна – удивляет, причем неприятно. Далее, вся пехота движется на 4 дюйма без влияния строя, а это не исторично – скорость передвижения баталии в плотном строю и достаточно пространного строя алебардистов ни как ни была одинакова.

   Завершить оценку Арм-листов хочется комментарием к очень интересной цитате из правил. Один из авторов правил указывает что покрасить можно не более 200 фигурок одной армии, поскольку это начинает надоедать и как альтернативу предлагает: "Гораздо интереснее начать собирать другую армию, что разнообразит Вашу коллекцию". Уж не знаю кому как – но мне лично абсолютно наплевать если к примеру мои Ангальтские войска (люблю сочетание зеленого и красного ?) будут выступать и за любое другое государство. Термин же "другая армия" для западноевропейского средневековья, а особенно с учетом известной Вам уже блочной конструкции армий "Европы", вызывает лишь умиление.

   Что же касается самих правил, то по ним вопросов не так и много. Спорным несомненно является последовательность фаз игры: стрельба, атаки, движение и рукопашная. На мой взгляд последовательность принятая в " Вархаммере" предпочтительнее. Также не самым удачным образом реализована и артиллерия. Точнее – легкая артиллерия. Тяжелая несомненно хороша и способна 2 выстрелами угробить любой кавалерийский отряд, а вот легкая. На мой взгляд она слишком слаба. Судите сами – при цене равной тяжелой бомбарде, Вы получаете орудие которое может стрелять вдвое чаще (каждый ход, а не раз в два хода) но способно уничтожить только 1 фигуру за выстрел (против до 5 у тяжелой, хотя шанс поразить цель у нее выше – 1-5 на Д20 для тяжелой против 1-10 у легкой). Вместо выстрела легкую пушку можно повернуть, но только в пределах фронта позиции. В общем чего то не хватает – или цену снизить, или возможность движения ввести, или хотя бы поворот на все 360 градусов. А так она явно попущена.

   Также весьма спорно и правило согласно которому и лучники, и арбалетчики, и аркебузиры стреляют по 1 разу за ход и вообще кроме силы выстрела ни чем не отличаются. Спорно это, крайне спорно.

   Со стрелками, а точнее – с конными арбалетчиками связан один интересный момент – их практически невозможно уничтожить другой конницей (почти всегда успевают свалить без малейших проблем, а на следующий ход еще и обстрелять) и вообще опасны для них только пешие стрелки. Так что конные арбалетчики превращаются в таких себе неуловимых Джо!

   Напоследок назову пожалуй самый большой облом игры – правила на застрельщиков. Идея их абсолютно гениальна – в отряд пехоты (как правило – баталии пикинеров) включаются стрелки которые двигаются перед строем полка и обстреливают противника, отступая за спины пикинеров при атаке. Идея хороша, а вот реализация ни к черту. Во-первых – нормально это правило можно применять только с наемниками, поскольку только наемные стрелки могут и двигаться и стрелять, а во-вторых – по сути используют на практике стрелков лишь как "пушечное мясо" с целью "протащить" баталию под градом стрел, собственно автор этого правила подтвердил такую точку зрения. Абыдно! Во-первых – неисторично, тоесть сами застрельщики абсолютно историчны, но вот только предназначались они не "на убой", а для борьбы с вражескими стрелками, прореживания противников и т.д., тоесть в качестве усиливающего элемента. А во-вторых – строй застрельщиков ПОЛНОСТЬЮ скрывает свой полк от огня противника – нонсенс, особенно учитывая что застрельщиков перед строем всегда МЕНЬШЕ чем воинов в первой линии полка. Изврат да и только, да простят мне эти слова разработчики. А вся беда от яростного нежелания разработчиков создавать спецправила или модули, тоесть возможность определенных войск совершать какие-то действия вне рамок стандартных правил. В свое время критикуя АоТ я клеймил за это Калинина, а сейчас вынужден признать что это похоже система. Неужто "Вархаммер" так и останется единственной системой в которой возможности спецправил реализуются на полную катушку? Ведь это же удобно и интересно. А в исторических варгеймах еще и позволяет реализовать некие абсолютно уникальные исторические ситуации. Ведь как без спецправил реализовать к примеру "фландрскую фалангу" или типично швейцарский способ борьбы с кавалерией – останавливать пиками и контратаковать алебардами? В общем обидно что это не было реализовано в правилах "Европы".

   Однако закончить свой опус хотелось бы на Мажорной ноте. С презентации игры прошло не более полугода, а в нее уже играет не один десяток человек. Так что, все те кто хочет поиграть в бешенно динамичный скирмиш, но не любит фантастику или фентези, я думаю найдет себя в "Европе" – на полях сражений рядом с Карлом Смелым, Гийомом де ла Марком, Шатогийоном, Эдуардом IV и другими героями пришедшими к нам из глубины веков!

Всегда Ваш
Евгений Роминский aka Eromin.

 






GameTop - рейтинг игровых ресурсов. Портал Rolemancer (www.rolemancer.ru)

Genstab.Ru
Wargames.Ru



© 2002 by Thorward.
Hosted by uCoz