Поле Боя logo

| форум | гостевая | написать нам


Новости
О проекте
Статьи
Правила
Армии
Сценарии
Галерея
Мастерская
Клуб игроков
Ссылки


Модернизация «Эпохи битв»

Когда пару лет назад появилась «Эпоха битв», первый русский настоящий варгейм с миниатюрами, я не испытывал ничего, кроме энтузиазма. Наконец-то и у нас будет дешёвый и доступный продукт. Тем более, что «Звезда» обещала открытые правила, то есть такие, которые позволяют отыгрывать сражения с разными войсками разных периодов и создавать свои собственные армии. Для меня это было важно, так как к тому времени у меня уже набралось больше тысячи фигурок разных древних и средневековых армий, и в тот момент я был занят тем, что не очень удачно пытался приспособить под них вархаммерные правила, которые только-только достал.

Звездовцы повели очень толковую маркетинговою политику вкладывая в наборы ЛБХ до релиза, так что когда правила вышли, я раскошелился не только на правила, но и на два совершенно ненужных мне набора русских дружинников и монгол. А что было делать, правила можно было купить только в коробке «Куликовская битва». Так вот, когда я их прочитал, меня постигло некоторое разочарование. И разочарование собственно имело два источника. Во-первых, большие тактические ляпы и неисторичность, например отсутствие у русских конницы, метание дротиков из задних рядов фаланги в рукопашную схватку, стрельба из пращей навесом через свои полки, а также ряд других. Во-вторых, обещанной открытости не оказалось. Оказалось, что можно играть только звездовскими фигурками, перечисленными в ЛБХ и никак иначе, причём, на тот момент, ЛБХ были даже не во всех звездовских коробках, не было их, к примеру, у персов.

Для того чтобы выправить несообразности в правилах и получить возможность играть «столетниками», галлами, римлянами, сарацинами, саксами, норманнами, македонцами, армиями эпохи Возрождения, «тридцатилетниками», ацтеками-конкистадорами, производства НЕ «Звезды» (если кто не знает, средневековые 1/72 фигурки делают ещё «Италери», «Ревелл», «ХАТ», «Орион», «Стрелец_Р», ряд других и ещё в Одессе на Дерибасовской улице), я придумал определённые усовершенствования к правилам, главное из которых – механизм введения и оценки новых воинов с сохранением общего баланса.

Сразу говорю, что абсолютного баланса мне достичь не удалось, и система требует доводки. Неплохо было бы посчитать её кому-нибудь, кто рубит в математике, но, на мой взгляд, в принципе она работает.

Ранги и оружие

За основу я не особо мудрствуя взял звездовский принцип разделения всех войск на ранги. У меня их три.
1. «Элита». Этим термином я обозначил бойцов, которых в армии либо нет совсем, либо очень немного. Берсерки, царские телохранители, рыцари, все эти воины тренировались и воевали всю жизнь. Они обладали высочайшим боевым духом и снабжались по высшему разряду. Соответственно, их должно быть очень мало, они должны больно бить и дорого стоить.
2. «Регулярные». Это обычные профессиональные воины: наёмники, дружинники, оруженосцы, конные сержанты и так далее. Эти воины должны составлять ядро армии, они должны быть достаточно круты, и недёшевы. Этот тип должен включать таких воинов, чтобы была возможность составить полноценную армию только из них, не прибегая или почти не прибегая к элите или ополченцам.
3. "Ополченцы". Это непрофессиональные бойцы, которые собираются по призыву на время войны. Здесь приходится делать существенную оговорку: ополчение ополчению рознь. Одно дело галлы, которые засеяли свои поля, у них оказалось свободное время, и они пошли пограбить цивилизованных соседей, и совсем другое дело – средневековые пейзане, которых оторвали от плугов, выдали им по копью и сказали им, что они теперь славные кнехты на баронской службе. Поэтому ополченцев по характеристикам пришлось разнообразить. Итак, ополченцы должны быть дёшевы, то есть их должно быть много, и для некоторых армий они должны быть разнообразны, чтобы, как в случае с греками, была возможность составить армии только из ополченцев.

Итак, ранги. При определения ранга я исходил из того, что простой человек, привычный к драке (а других в армиях древности-средневековья не встречалось), имеет защиту 4 и атаку 10 – 11. Если этот человек вообще дик и время от времени ходит в настоящий бой, иными словами, ополченец первого типа, то его атака может достичь 12 - 13. Если же это профессиональный воин, с изрядным опытом и практикой в фехтовании, то он превосходит ополченца как в защите, 5, так и в атаке – 14 –15. Наконец, донельзя крутой и прокачанный рыцарь может отточить своё мастерство нападения до 16-18 единиц. Вместе с тем, его уровень защиты останется пятым, поскольку стрела не делает различий между рыцарем и холопом и потому, что регулярные солдаты изучают в первую очередь оборонительные приёмы.
Следующий принцип взят мной не из звездовской, а из вархаммерной системы. Это оружие и доспехи, а также «особые способности», вроде командирства, генеральства, умения играть на трубе и т д.
Доспехи предназначены увеличивать защиту бойцов. Этот принцип, на мой взгляд, наиболее удачно реализован в вархаммере. В моей схеме есть всего 5 вариантов защитного вооружения. Воин без защиты – имеет только базовый показатель. Щит или лёгкий доспех даёт +1, щит и лёгкий доспех или только тяжёлый доспех – +2, щит и тяжёлый доспех +3, конный доспех, щит и тяжёлый доспех +4.
Кроме плюсов за доспехи, защита может быть увеличена в следующих ситуациях: у обладателей ростовых щитов против метательного оружия +2, у средневековых кавалеристов против пехотинцев и античных кавалеристов +1, у античных кавалеристов против пехотинцев +1, у копейщиков против кавалеристов с фронта +3 (обычно у копейщиков считают +2, но не забудьте, что у всех кавалеристов против пехоты дополнительный +1), у копейщиков против других пехотинцев – с фронта в первом раунде +1. Нахождение за преградой (напр. зубчатой стеной) приравнивается при стрельбе к ростовому щиту. Нахождение в окне, бойнице, даёт при обстреле защиту +3.
Следующее правило – метательное оружие. В интересный нам период использовалось множество типов и видов метательного оружия. Кроме того, что оно было вообще разнообразным, оно было ещё и нестандартным, за редчайшим исключением, вроде римских пилумов. Поэтому для того, чтобы максимально упростить правила я исходил из того, чтобы сделать оружие как можно менее индивидуальным. Из всех видов и типов метательного оружия я оставил всего 6. Два вида луков, два вида дротиков, арбалет, пращу. Каждый из этих типов оружия имеет свои характеристики. Кроме того, для луков, пращей и арбалетов есть свои ранги, которых всего два: регулярный и элитный. Насчёт этого я не совсем уверен, но насколько я себе представляю умение обращаться с луком или пращёй требует длительной тренировки, то есть не имеющий долгой практики лучной или пращевой стрельбы в сражение это оружие не возьмёт. С арбалетом обращаться несколько проще, но он во все времена был весьма дорог, и позволить его себе мог только профессиональный воин. Так что стрелки могут быть либо регулярные либо элитные. Ещё одна оговорка: вполне возможен такой вариант, когда один и тот же воин – элитный стрелок, но средненький фехтовальщик, так что стрелки могут иметь два ранга. Например, регулярный вообще, то есть атака 14, но элитный стрелок, то есть атака лука

Характеристики метательного оружия.

Длинный лук. Это вообще все большие и композитные луки. Они требуют значительных усилий и времени для стрельбы, но стреляют далеко и мощно. Отсюда два правила: у них есть третья зона, но из них нельзя стрелять и двигаться, и длинный (но не композитный) лук нельзя использовать верховым.
Таблица характеристик:
Зона 1-8 8-24 24-32
Атака 13 11 9

Элитные лучники поднимают показатели атаки на 1, «суперэлитные» на 2 единицы.

Короткий лук. Это вообще все малые, укороченные, облегчённые, охотничьи и наиболее распространённые луки. Из них можно стрелять на ходу и с коня, но они натягиваются с меньшим усилием и менее мощны. Отсюда опять же два правила: Короткие луки не имеют третьей зоны поражения, при движении из них можно делать один выстрел, на месте – два.
Таблица характеристик:
Зона 1-8 8-24
Атака 12 10

Элитные лучники поднимают показатели атаки на 1, «суперэлитные» на 2 единицы.

Арбалет. Вообще все арбалеты. Арбалет бьёт очень мощно, но не так далеко как длинный лук, соответственно у него другие зоны. На натягивание арбалета требуется время, соответственно с места можно стрелять раз, в движении стрелять нельзя.
Таблица характеристик:
Зона 1-8 8-16 16-28
Атака 16 12 11

Элитные арбалетчики поднимают показатели атаки на 1.

Праща. Любые пращи. Оружие менее мощное, поэтому зон всего две. Стрельба должна вестись не из боевого порядка, не из окон/бойниц. Остальное – как у короткого лука.
Таблица характеристик:
Зона 1-16 16-24
Атака 11 6

Элитные пращники (критяне, балеарцы) поднимают показатели атаки на 2 единицы.

Дротики. Изначально, я считал только один вид дротиков, но после обсуждения на форуме «Поля боя» ввёл их два вида. На дротики распространяются общие правила: разрешается бросать дротики из первого и второго рядов полка, но не в рукопашной схватке, а либо перед атакой в неприятельский полк, либо в момент атаки неприятельским полком своего. В последнем случае броски дротиков считаются как нулевой удар: полк противника объявил атаку, получил удар дротиками, отработал свой первый удар ПОЛНОЙ первой линией (полной, потому что дротики поразили не первую линию, а всю массу полка, они ведь летят навесом, а в процессе бега бреши заполнились), получил ответный удар, а дальше как обычно. Из состава полка один метатель дротиков может бросить их не более двух раз, а из первой линии – только до первого боя. При обороне стены или из рассыпного строя дротики разрешается бросать сколько угодно раз. В последнем случае разрешается обстреливать с тыла и с флангов полки противника находящиеся в рукопашном бою, но только в том случае, если они построены достаточно глубоко, не менее трёх шеренг для флангов и не менее двух для тыла. В противном случае будет действовать обычное правило 50/50 своих/чужих.
Дротики бывают лёгкие (большинство) и тяжёлые (римские пилумы). У лёгких две зоны, у тяжёлых больше показатель атаки.
Таблица характеристик:
Зона 1-4 4-8
Т Дрот 15 --
Л Дрот 13 11

Скорость.

Скорость я считаю следующим образом. Простой человек, неотягощённый доспехом может передвигаться со скоростью 6 единиц. Воины, которые вынуждены тащить на себе полный доспех и щит, или волочь с собой ростовой щит и пику, сбавляют шаг до 5 единиц. Если же кто-то выведет в поле коробку из пикинёров с ростовыми щитами или без ростовых щитов, или с ростовыми щитами, но не пикинёров, а, скажем, арбалетчиков, закованных по самые уши в железо, то они у него пойдут со скоростью 4 «шага».

Животные: лошади, запряжённые в колесницы, или несущие лёгких всадников делают 10 «шагов». Лошади с тяжёлыми всадниками на спине (в тяж доспехах) и верблюды – 9 «шагов». Наконец, лошади в доспехах – 8 «шагов».

Повреждения колесницы. Колесниц на настоящий момент есть два варианта: «звездовская» и «эйрфиксовская – римская», с четырьмя конями, и «атлантиковская» «эйрфиксовская – галльская», с двумя конями. Предлагаю следующее правило: четырёхконная колесница, с одной убитой лошадью – сокращает свою скорость наполовину, с двумя – на три четверти, до первой остановки. Когда она простоит ход, будет считаться, что возница вышел и от мёртвой или раненой лошади избавился. Дальше колесница может двигаться со скоростью 75%, 50%, 25% от эталона, в зависимости от того, сколько лошадей осталось. Если одну лошадь потеряла двухконная колесница, то она стоит ход, а потом движется с половинной скоростью.

Стоимость.

Это наиболее чувствительный момент, так как именно от стоимости зависит баланс. Я бы предложил следующий вариант, сдаётся мне, примерно так оценивал Калинин. Эталонный боец, ополченец, имеющий защиту 4 и атаку 10 или 11 оценивается в 1 монету. Затем, каждое повышение атаки повышает его стоимость на пол монеты. Повышение защиты на единицу повышает его стоимость на 1 монету. Наличие пики, ростового щита, дротиков – полмонеты. Лук, арбалет, праща – одна монета. Лошадь – 4 монеты. Знамя или горн – 2 монеты. Генерал к своей стоимости добавляет 5 монет. Командир – 3 монеты.

Тогда получается, что греческий гоплит ополченец, имеющий атаку 12, базовую защиту 4, в лёгком доспехе со щитом, что даёт ему к защите +2, с длинным копьём, показателем скорости 5 будет стоить 4 монеты. Персидский бессмертный, с показателем атаки15, базовой защитой 5, в лёгком доспехе, с ростовым щитом (то есть в рукопашной защита будет7), длинным копьём и композитным луком, будучи элитным (+2 к атаке за элитность) лучником, со скоростью 4, будет стоить 9 монет. Прокачанный до предела рыцарь в полных доспехах с пикой на бронированном коне с показателями атака 18, защита 9, скорость 8 будет стоить 14 монет.

По моим прикидкам, баланс таким образом соблюдается не очень аккуратно, так что я был бы рад, если кто-нибудь, кто рубит в математике, покритиковал эту методу оценки. Другим недостатком моей схемы является невозможность вписать в них боевые порядки и вообще национальные особенности. Этот недостаток я корректирую чем-то вроде листов армий, предложенных ещё Калининым, но о том, каким образом мне представляются принципы формирования различных национальных армий я напишу в следующей статье.
 






GameTop - рейтинг игровых ресурсов. Портал Rolemancer (www.rolemancer.ru)

Genstab.Ru
Wargames.Ru



© 2002 by Thorward.
Hosted by uCoz